Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся точка зрения, выраженная словами «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
В начале апреля в средней группе было проведено итоговое открытое мероприятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну Сказок». В начале занятия было использовано коммуникативное упражнение «Здравствуйте», чтобы сформировать мотивацию.
Детям было предложено отправиться в путешествие на воздушном шаре. С помощью волшебных билетов (геометрических фигур) воспитанники занимали свои места. С заданием все дети справились.
Для усиления эмоциональной отзывчивости использовались волшебные слова и музыка. Отгадывая загадки, дети попадали в ту или иную сказку и помогали ее героям.
Для большего эффекта была использована презентация «Сказочные герои». Ребята считали белочек и зайчиков, сравнивали, кого больше, кого меньше, уравнивали группы двумя способами (убрать 1, добавить 1). Дети пересчитывали предметы на карточках и клали рядом нужную цифру. А с веселым Буратино охотно провели физкультминутку.
Помогая Золушке, дети пересчитывали голубей и раскладывали геометрические фигуры на математической полоске. Закрепили части суток, заканчивая предложение нужным словом.
Ребята помогли принцу посадить цветы для Золушки (с помощью блоков Дьенеша), различая геометрические фигуры по цвету и форме.
Использованные на занятии методы и приемы обучения соответствовали возрасту детей. Воспитанники выполняли задания на ковре, за столами, у мольберта.
Педагог ставил вопросы так, чтобы у детей развивалась мыслительная деятельность.
Дошкольники поясняли свои действия, рассказывали о том, что и как они делают. Ответы детей были как индивидуальные, так и хоровые. Если ответ был неправильным, ребята помогали друг другу, поддерживалось доброжелательное отношение друг к другу.
В течение всего занятия дети были организованны, внимательны, проявляли желание работать. Поставленные цели занятия были достигнуты.